О чём поёт Егор Летов?

Здравствуй, мы снова соприкасаемся бубенчиками резаных рук

Полосатые вены, разноцветные линии на бумаге

Среди заражённого логикой мира

Эта игра в осторожность, а я ни разу не играл в такую

Молчаливое небо, и тем не менее посметь остаться живым

Среди заражённого логикой мира

Самое самое время, смотреть открытими глазами на солнце

Скоро стемнеет совсем, и нам достанутся голодные, колючие стены

Среди заражённого логикой мира.

Фигура Егора Летова возможно самая необычная на современной сцене. Во первых потому, что слушают его совершенно разные люди с совершенно разными интересами и совершенно разными взглядами на жизнь. Во вторых потому, что популярность его, мне лично не понятна, в большинстве альбомов музыка Егора Летова скорее отталкивает. Например Красный альбом, который одно время был чуть ли не самым популярным среди фанатов Гроба, местами напоминает не музыку, а какой-то металлический скрежет. Всё это могло бы быть сыграно в 100 раз лучше, но люди принимают эту музыку и так. Люди любят эту музыку и свято верят тому, о чём поёт Егор, несмотря на то, что я уверен, что 80% не понимают смысла, а остальные 20 могут только догадываться.

Я начал слушать песни Егора также как и все. Услышав как-то на одной из тусовок, как кто-то пел Всё идёт по плану, Зоопарк, Мою оборону, Про дурачка под гитару, я заинтересовался услышать эти песни в оригинале. Что-то дикое было в этих песнях, они манили чем-то запретным, непонятным среднестатистическому уму, запредельным. Было это лет 5 назад. Сейчас запредельность уже исчезла. Впрочем, справедливости ради, стоит отметить, что такой же запредельностью манили меня песни Короля и шута в далёком 96. Как оказалось в итоге это была совсем разная запредельность. Я начинал слушать Егор Летова человеком, очень отличающимся от того, кто я сейчас. Первым в мои руки попал акустический концерт в Питере. Слушал я его переодически перематывая. Почему то я хотел слушать только те песни, которые услышал впервые под гитару. Парадокс: человек, который совершенно не понимает или не задумывается над стихами Егора всё равно ловит какую-ту волну, которая присутствует в его песнях. Песни его могут давать какой-то жуткий оптимизм, горький оптимизм. Оптимизм человека, который проебал всё в этой жизни, человека для которого уже нет слова "ЗАВТРА", человека, который потерял всё, но тем не менее он хочет петь, жить и смеятся. Хорошо подходит под песни Летова цитата из Лимонова:

"От Кьеркегора, человека, жившего в 19 веке, я узнал когда-то, что только отчаявшийся человек может оценить по-настоящему жизнь. Несчастнейший он же и счастливейший. О, я оценил, еще как оценил, я вою и плачу над жизнью, и не боюсь ее. На каждой маленькой улице я внимательно приглядываюсь к людям -- не этот ли, не эта, не эти ли? Глупо надеяться, но я надеюсь, снова и снова выхожу я на улицы моего, конечно моего, раз тут происходит моя жизнь.

Великого необозримого города и ищу, слежу, вглядываюсь... и возвращаюсь в отель и часто плачу, падая лицом в кровать, и только злость дает мне силы встать всякий день в восемь часов утра, сцепить зубы, читать американские газеты. Ругаясь и проклиная все на свете, я живу и пусть меня предала любовь, о, я никогда не перестану искать любви, но теперь это уже скорее не любовь к одному человеку, который опять предаст меня, нет я не хочу, не хочу вновь предательств, это другая любовь. Чего ищу я? То ли братства суровых мужчин-революционеров и террористов, на любви и преданности к которым, наконец, смогла бы отдохнуть моя душа, то ли я ищу религиозную секту, проповедующую любовь, любовь людей друг к другу, во что бы то ни стало - любовь."

Именно такое чувство вызывают песни Летова.

Полные дома розовых людей,
Мокрая мозоль, скользкая сопля,
Потные подробности обнажённых тел,
Я стреляю наповал сквозь дыру в моей голове.
(Сквозь дыру в моей голове - Альбом Некрофилия)

Полные дома розовых людей, которые все видели, но ничего сделали. Тех людей, на крыльце у которых сделал себе харакири Селиванов, тех людей, которые всегда останутся такими же, как были.

Мой друг повесился у вас на глазах.
Он сделал харакири у вас на крыльце
И он истёк надеждой, всем, чем мог,
А все вы остались такими же.
(Харакири - Альбом Всё идёт по плану)

Как ни странно в этих строчках чувствуется огромная любовь именно к этим людям. Какие бы они ни были, Летов всё равно любит их, хоть и не принимает их образы жизни. Он любит их, как мать больного ребёнка. Многие считают, что Летов писал все свои песни, как опозицию, так сказать советской власти. Это чушь. Песни его все именно О ЛЮДЯХ и о восприятии людями этой самой власти. Песни о том, что люди не делают абсолютно ничего, являются куклами и радуются тому, что сильная рука всегда позаботится о них. Классическая тема. Булгаков, Достоевский, Шварц - многие писали об этом.

В чугунных городах царит бетонная свобода
В послушных головах распоряжаются плакаты
Энерция заведует послушными телами,
А нас нет, нас нет, нас нет.
(Здорово и Вечно - Альбом Здорово и Вечно)

Это строчки из одной из самых, как считают антикоммунистической песни Летова. Душа Летова всегда болела именно за людей, а не за систему власти. Система власти начинала волновать его только тогда, когда она начинала влиять именно на людей. Именно поэтому своим идеалом на какое-то время Летов избрал анархию. Анархия, по мнению Летова должна была способствовать естественному развитию человека. "Всё, что не анархия - то фашизм" - поётся в одной из песен культувого альбома Гражднаской обороны - Русское поле экпериментов. Тем не менее именно ЛЮБОВЬ является основным мотивом песен Летова. Несмотря на то, что само слово "любовь" употребляется в ранних песнях Летова 1 или 2 раза.

Одним из самых "антисоветских" альбомов Летова является альбом "Тоталитаризм", записанный вместе с Эженом Лищенко, автором "Эй, брат Любер". Все песни из этого альбома весьма однозначины. Тут и "Мы - лёд под ногами майора" и "Эй, брат Любер, где твой кастет?" и "Я решил сказать слово, я скоро умру". Эти песни, как часто говорит Летов на концертах "посвящены всем нашим". Лично для меня самым близким Летову по духу человеком является Эдуард Лимонов. Его стихи, статьи и особенно роман "Это я - Эдичка" вызывают у меня такие же чувства, как и песни Летова. Позже эти люди объединятся в союз, который назовут Национал - Большевистская партия. Впрочем, об этом позже. Оба они и Летов и Лимонов - люди, которых жизнь не однократно ебала, со всей своей звериной силой, люди, которые прошли через очень многое, и люди, основным мотивом произведений которых стала именно ЛЮБОВЬ.

Середина - конец 80х годов стали самыми плодотворными в творчестве Летова. Он записывал по 4-5 альбомов за год. Мой самый любимый альбом этого периода - Мышеловка. На удивление грязный и плохо сыгранный альбом. Однако всё это отдаёт диким желанием творить. В этом альбоме сильно начинают чувствоваться мотивы одиночества. Человека, который никому не нужен, который лишний в этой жизни. Человека, который не уверен, что из "этой резни" он сможет выйти живым.

И когда я решусь умереть,
Я не буду стонать и вопить,
Я не буду жалеть и петь,
И не надо меня хоронить.
В кровавой резне,
В кровавых небесах,
В чудовищном сне,
Сапог передавит тебя пополам.

Сапог - это образ этой дикой машины, под названием Жизнь. Машины, которая как раз в тот период стала доводить людей до абсурда. Объяснялось это тем, что власть фактически потеряла контроль над людьми. Началось то, о чём в последствии Летов сказал "Гуманизм породил Геноцид". Люди, которые почувствовали какую-ту свободу озверели. Это стало большим разочаровнием для Летова. Как последствием всего этого стал альбом Русское поле экспериментов, в котором предствал совсем другой Летов, а также альбомы - спутники Здорово и Вечно, Война, Армагеддон - попс.

Новые родятся да командиры,
Это хорошо, это так и надо,
Чтобы бы не сказали, не станем спорить,
Чтобы не дарили, не станем верить.
(Как листовка - Альбом Русское поле экспериментов)

Брызжущие яростью трезвостью ревностью
Букетами - обедами
Станем ли мы завтра глупее чем сегодня
Сможем ли мы стать глупее чем сейчас
(С новым годом! - Альбом Русское поле экпериментов)

Летов верил или пытался верить, что при ином режиме, люди станут именно такими, какими он хотел видеть. Но люди начали становиться еще хуже, терять всё, что должно быть присуще людям.
Падению советской империи посвящены многие песни Егора. Но опять же, взгляд и на эти события исключительно через призму человека и общества.

Вот и всё, что было
Не было и нету,
Все слои размокли,
Все слова истлели,

Взгляд на мир Летова очень хорошо отображается в песне Зоопарк. Эта песня - одна из самых первых песен, которые написал Летов.

Я ищу таких как я,
Сумасшедших и смешных,
Сумасшедших и большных.

А когда я их найду,
Мы уйдём отсюда прочь,
Мы уйдём отсюда в ночь,
Мы уйдём из зоопарка.
(Зоопарк - Красный альбом)

Чем является этот уход из зоопарка? Самоубийство? Создание автономного общества? Или просто совместного существования? Ответ на этот вопрос до сих пор известен только самому Егору. После альбома Русское поле экспериментов, Летов неоднократно говорит, что со временем ему становится всё тяжелее писать песни. Это время в истории Гражданской обороны называется временем Коммунизм - Арта. Летов считал, что в проекте Коммунизм он выражал себя намного адекватнее, чем в Гражданской обороне. Исследуя эстетику и культурные традиции эпохи развитого социализма, музыканты в течение двух лет записали полтора десятка альбомов, в которых в основном обыгрывалась атмосфера молодежного энтузиазма, времени несбывшихся надежд и иллюзий 60-х годов. Коммунизм был некой оценкой, взглядом на ушедшую эпоху. Летов был полностью разочарован. Это чувствуется именно по песням, которые он написал в тот период. Прежде всего это чувствуется в Маленьком принце и Ивановом детстве.

Лишь когда человече мрёт,
Лишь тогда он не врёт.

Видимо в тот момент Летову пришла в голову страшная мысль (много раз звучавшая в устах его кумира Маркеса), что самоубийство - единственный способ остаться чистым. И в этот момент после записи альбома "Инструкция по выживанию" на песни Романа Неумоева, Мирослава Немирова и прочих, Гражданская оборона прекращает своё существование. Что это значило? На мой взгляд Летов понял, что он больше не нужен. Летов понял, что ему нужно какое-то время побыть в стороне от всего этого. Проще говоря, Летову нужен был отдых и некое переосмысление всех событий, которые присходили в этот период. Как-то он сказал, что вообще покончит с музыкой. Чёрствость ли была это, или может потеря веры, что своими песнями он может что-то изменить? Летов объяснял это тем, что в нём появилась некая энерция. Именна та энерция, которой Летов боялся. Которая превращала живого человека в мёртвого.

Совсем другие песни мы слышим в альбомах Прыг Скок и Сто лет одиночества. После одной из рискованных экспедиций в район Лысой горы Летов вернулся в состоянии сильнейшей горячки. Существовала даже версия (скорее всего, мифическая), что Летова укусил энцефалитный клещ. Как бы там ни было, Егор пережил сильнейший эмоциональный шок и в течение июня-июля находился в бреду - с температурой, близкой к критической. Он был вынужден побриться наголо, не мог спать по ночам, совсем ослаб, но именно в подобном состоянии им были написаны Про дурачка , Прыг-скок и Отряд не заметил потери бойца . С медицинской точки зрения я должен был сдохнуть, - вспоминает Летов. - Но ничего, не сварился. Ходил и сочинял песни, записывая их по ночам. Весь цикл я закончил чудовищным Прыг-скоком , который сочинял где-то полтора месяца. Проект я решил назвать Егор и опизденевшие - потому что состояние было соответственное . Летов записывал этот отчаянный альбом в полном одиночестве - начиная от партий ударных и заканчивая скупыми гитарными проигрышами. Кузя Уо на сессии отсутствовал (после распада группы он временно завис в Ленинграде), и Егор, перечисляя музыкантов, слегка издевательски написал в аннотации: Кузя Уо - все прочее . Другими словами - ничего. На нескольких композициях Летову подыгрывал на басу Джефф.

Этот альбом гораздо глубже, чем всё остальное, созданное Летовым. Понять этот альбом практически невозможно. Остаётся только ощущение. Странное ощущение. Посвятил этот альбом Летов сборной Камеруна, которая на чемпионате мира 90 года по его мнению своей игрой вышла за флажки. Они как бы показали всему миру, что не ни для чего предела. Новый идеал Летова - человек, для которого не существует границ и пределов. Человек, который способен делать то, на что не способны другие люди. Последний альбом Звездопад, который вышел в прошлом году, впрочем, тоже посвящён Братьям Кличко, которые также много сделали в спортивном плане для своей Родины.

Выше кладбища, ниже солнышка
ПРЫГ - СКОК, ПРЫГ - СКОК

Несмотря на постоянную критику образа жизни, а точнее существования человека, Летов очень любит Россию. А также глубоко ценит людей, которые делают что-то для своей Родины. Именно это наверное и свело его с Эдуардом Савенко - Лимоновым. Таким же как он, вечным бродягой, романтиком. Так Летов вмешал в свою жизнь политику. Сомневаюсь, что Летов реально на что-то расчитывал. Добиться чего-то путём такой сомнительной организации как НБП практически невозможно. Скорее это было просто желание действовать. Впрочем, тут Летова тоже ждало разочарование.

И вот так. Гражданская оборона плотно влилась в паутину современного шоу бизнеса. Побывала во многих городах и странах. Тем не менее Летов всё точно такой же. Он точно также остаётся человеком, которому нечего терять. Человеком, который всю жизнь искал что-то такое, что не вписывается в рамки серости и обыденности. Будь то люди, идеи, мысли, стихи, песни. Летов по прежнему продолжает любить людей, точно так же как мать любит своего больного сына и верить, что время наше еще придёт. Время смотреть открытыми глазами на солнце. И вот тогда всё будет правильно.

"Ведь я парень, который готов на все. И я постараюсь им что-то дать. Свой подвиг. Свою бессмысленную смерть. Да что там постараюсь! Я старался тридцать лет. Дам."
На глаза мои от волнения навертываются слезы, как всегда от волнения, и я уже не вижу Мэдисон внизу. Она расплывается.
- Я ебал вас всех, ебаные в рот суки! - говорю я и вытираю слезы кулаком. Может быть, я адресую эти слова билдингам вокруг. Я не знаю.
- Я ебал вас всех, ебаные в рот суки! Идите вы все на хуй! - шепчу я." Эдуард Лимонов (Это я - Эдичка).

Мик Лярыч

Hosted by uCoz