Гражданская Оборона

Игорь Летов с самого детства слушал много хорошей музыки, которой его
снабжал старший брат Сергей, и читал много умных книжек, т. е. наполнял
себя чужой информацией. В 16 лет он решил собрать свою группу и начал
писать тексты.

Летом 1982 года возникла группа ``Посев'' в составе: Андрей ``Босс''
Бабенко (гитара), Александр ``Алекс'' Иванов (гитара), Евгений ``Дабл''
Деев (бас), Игорь ``Егор'' Летов (ударные, вокал). ``Это было самым
эпатажным названием, которое можно было придумать в то время. Мы еще не
слышали тогда панк-рока; такого понятия в нашей среде еще не было, но
когда мы начали играть, то оказалось, что это и есть истинный ``гаражный
панк''. В чисто выраженном виде, ультра-панк.''* Группа делала рабочие
записи своих репетиций, которые позже получили хождения как альбомы:
``Реггей-панк-рок-н-ролл'', ``Дождь в Казарме'', ``Сказки Старого Юнги'' и
``Музыка Любви''.

В ноябре 1984 года группа меняет свой состав и название. Состав: Егор
Летов - вокал, барабаны, Босс Бабенко - гитара и Константин Рябинов ``Кузя
УО'' - бас-гитара. Официальным днем основания ``Гражданской Обороны''
считается 8 ноября 1994 года. ``Мы перебирали кучу самых эпатажный
названий, считая, что, сейчас работает только то, что ``через край'', что
носит самый радикальный характер, не вписывается ни в какие рамки. У меня
по случайности висел на стене плакат с надписью ``Гражданская Оборона''.
Вот я и предложил в некий момент это название. Все тут же заорали,
захлопали. ...оно отражает суть того, чем мы являемся до сих пор.'' *

С самого первого дня основания ГО была сделана ставка на изготовление и
распространение магнитно-ленточных альбомов, резонно решив, что концерты
им в ближайшее время не светят. Группа записывает альбомы: ``Душевные
песни (История Омского Панка № 1)'', ``Кто ищет смысл (История Омского
Панка № 2)'', ``Поносные звучания'' и ``Гражданская Оборона''. Но
официальная дискография начинается с записанных в 1985 году ``Поганой
молодежи'' и ``Оптимизма''. Группа выступала либо дома, либо в подвалах
Омска.

Но однажды услышав записи ГО мать Босса, будучи партийным деятелем, пошла
в КГБ и сказала: ``Товарищи, мой сын втянут в антисоветскую организацию''.
На заводе, где Егор работал художником им стал интересоваться первый
отдел. В ноябре 85 всех повязали и стали шить глобальное дело по поводу
антисоветской организации, террористического акта и т.д. Им хотели вменить
в вину, подготовку к взрыву нефтекомбината. Кузю Уо в течении одного дня
забрали в армию и отправили на Байконур. У Егора нашли самиздатовские
книги и стали угрожать, что если он не расскажет откуда эти книги, ему
начнут вкалывать так называемые правдогонные средства. И он в состоянии
невменяемости все расскажет. После этого дело повернут так, что он стукач.
После этого Егор решил покончить с собой, написал записку: ``Кончаю с
собой под давлением майора Мешкова Владимира Васильевича и т.д.'' Но
каким-то образом это его намерение становится известным. Дело
приостанавливают, а Летова отправили в дурдом, где он провел около трех
месяцев. Там к нему было ``особое'' отношение. ``В какой-то момент я
понял, чтобы не сойти с ума я должен творить. Я целый день ходил и
сочинял: писал рассказы и стихи. Каждый день ко мне приходил ``Манагер''
Олег Судаков, которому я передавал через решетку все, что написал... Когда
я до конца понял, что смерть рядом... во мне произошло некоторое
расслоение. Я понял, что мое ``Я'' - это не сознание, это нечто большее. Я
увидел в некоторый момент свое тело как бы со стороны, тело, которое не
только болит, но на части рвется. А при этом мое ``Я'' было светящейся
спокойной единицей, которая находится где-то рядом с телом, но не то что
вплотную с ним не связано, а вообще вечно, и сделать с ним никто уже
ничего не может. В этот момент я получил самый глобальный опыт в этой
жизни... После этого я понял, что я солдат''.*

Выйдя из психушки, Егор оказывается почти в полной изоляции.
Единственными, кто не боится с ним сотрудничать оказываются братья Лищенко
(Женя ``Эжен'' и Олег ``Бебик''). Егор принимает участие в записи альбомов
их группы ``Пик и Клаксон'': ``Лечебница'', ``С Новым Годом!'' и ``Лишние
Звуки''.

Весной 1987 года Егор Летов и братья Лищенко с проектом ``Адольф Гитлер''
самовольно приезжают на 1 Новосибирский рок-фестиваль. В программе
фестиваля возникла дыра из-за отсутствия ``Аукцыона'' и ``Звуков МУ'',
которым в последний момент отказали, поставив под сомнение их
``благонадежность''. Это окно заполнил ``Адольф Гитлер'', который выступил
под вывеской ``Гражданской Обороны''. Пока организаторы оправлялись от
нервного шока, группа успела отыграть 25 минут. Этот концерт считается
первым большим концертом ГО. На фестивале Егор знакомится с Янкой
Дягилевой, Димой Кузьминым ``Чірным Лукичем'' и некоторыми другими
новосибирскими рок-деятелями. Сразу после фестиваля, все они шумной
компанией едут в Омск.

Братья Лищенко снабдили Егора почти всей необходимой для записи
аппаратурой и в мае-июне 1987 года он в одиночку записывает 5 альбомов:
``Красный Альбом'', ``Мышеловка'', ``Хорошо!!'', ``Тоталитаризм'',
``Некрофилия'', на каждый из которых у него уходило около 3-х дней.

Но после фестиваля у Летова опять начались проблемы с властями и ему
пришлось ``эмигрировать'' на запад родной страны. Около года они вместе с
Янкой вкушали прелести бродяжьей жизни, но при любых возможностях давали
концерты. На Семфиропольском рок-фестивале они знакомится с Ромычем
Неумоевым, который приглашает их посетить Тюмень. И осенью в душной
каморке какой-то тюменской ПТУ-шной общаги был записан совместный альбом
``Инструкции по Выживанию'' и ``Гражданской Обороны'' - ``Инструкция по
Обороне''. В его записи принимали участие: Ромыч Неумоев, Егор Летов, Саша
Ковязин (ИПВ), Юра ``Шапа'' Шаповалов (ИПВ), Артур Струков (``Культурная
революция''), Кирилл Рыбьяков (``Крюк'') и Владимир ``Джаггер'' Медведев
(``Центральный Гастроном'').

В декабре 1987 года, когда все более-менее утряслось Егор возвращается в
Омск и через месяц приступает к записи альбома ``Все идет по плану''. Кузя
Уо к этому времени уже вернулся из доблестных красноармейский рядов, но
никак не мог прийти в себя. Так что ``Все идет по плану'', ``Так
закалялась сталь'' и ``Боевой стимул'' Летов записывал фактически один,
хотя Кузя Уо и Манагер оказывали посильную помощь. Тогда же записываются
проекты Димы Кузьмина ``Чірного Лукича'' - ``Эрекция лейтенанта Киреева'',
``Кучи в ночи'' и ``Кончились патроны'' (состав: Черный Лукич, Егор Летов,
Кузя Уо).

С весны 1988 года у ГО начинается активная концертно-гастрольная жизнь. В
апреле ``Гражданская Оборона'' (состав: Егор Летов - барабаны, вокал,
Дмитрий Селиванов - гитара, Джон Дабл - бас, Манагер - вокал) выступила на
втором Новосибирском рок-фестивале, в июне - на Тюменском фестивале
альтернативной и леворадикальной музыки (состав: Егор Летов - бас-гитара,
вокал; Манагер - вокал; Игорь ``Джеф'' Жевтун - гитара; Аркаша Климкин
(экс ``Ассоциация Пых) - барабаны), а в сентябре - на Вильнюсском
панк-фестивале (состав: Летов - бас, вокал; Джеф - гитара; Климкин -
барабаны). На этом фестивале ГО была единственной русскоязычной группой.

В октябре группа (состав: Летов - вокал, Джеф - гитара, Игорь Староватов
(экс ``Ассоциация Пых'') - бас, Климкин - барабаны) собирается в
Новосибирске с целью сыграть несколько концертов и записать студийный
альбом. Был дан концерт в общежитии № 5 Академгородка., но альбом записать
не удалось.

В декабре ГО в том же составе едет в Москву, на фестиваль ``СыРок'', где
знакомится с представителями французской компании ``Антенна''. В начале
января 1989 ГО дает несколько концертов в Новосибирске. За нарушение
дисциплины из группы удаляется Игорь Староватов. А в конце января ГО
(состав: Летов, Джеф, Климкин) и Янка отправляются в Питер, где в это
время французскими журналистами снимается фильм о рок-жизни в Советском
Союзе. Их питерский концерт входит в этот фильм. ГО вступает в
Ленинградский рок-клуб. В феврале ГО и Янка выступают в Москве и на
харьковском рок-фестивале. В марте Джеф объявляет о своем уходе из группы
и в апреле в Симферополе играет прощальный концерт. Между концертами в
ГрОб-студии записываются многочисленные альбомы проекта Летова, Кузи Уо и
Манагера ``Коммунизм''. В июне на новосибирском концерте, посвященном
памяти Дмитрия Селиванова, на сцене появляется Кузя Уо с бас-гитарой в
руках, который до этого в концертной деятельности ГО участия не принимал.
В составе Летов - Кузя Уо - Климкин, группа выступает на 7 фестивале
ленинградского рок-клуба. В июле на киевском концерте вновь появляется
Джеф. Затем ГО возвращается в Ленинград, в надежде записать очередной
студийный альбом. Поиски подходящей студии не увенчались успехом и тогда
всі необходимое для записи (в том числе и репетиционную точку )
бескорыстно предоставила группа ``Аукцыон''. Результатом явился записанный
в живую альбом ``Песни радости и счастья'' и другие песни, позднее
вошедшие в различные сборники. ``...тесное знакомство с фирменно-бесценным
скарбом окончательно и бесповоротно похоронило мои беспечные идеи и
смутные нелепые надежды на осуществление моих ГрОб-овских замыслов на
``хорошем'' аппарате и вернуло меня самым суровым и непримиримым образом в
лоно ``ГрОб-Records''.* ГО отбывает в Омск для записи альбомов ``Здорово и
вечно'', ``Армагеддон попс'', ``Война'', ``Русское поле экспериментов'', а
также нескольких сборников, каковые и увидел свет в октябре 1989 года.
После короткого отдыха группа отправляется (в конце октября же) в Москву
на очередной концерт, а в начале ноября уже в Ленинграде записывает песню
``Новая правда'' на передвижной студии ``Next Stop Rock'n'Roll'', в
последствии вышедшей на кассете в Дании. Затем по просьбе русской диаспоры
г. Таллинна играют там концерт. В декабре ГО выступает в Барнауле, а в
феврале 1990 года в ДК МЭИ в Москве. В апреле проходят концерты в Киеве.

13 апреля 1990 года ``Гражданская Оборона'' объявляет о своем самороспуске
и дает последний концерт в Таллинне. ``В 1990 году я понял, что необходимо
либо выскочить из этого потока, либо невиданным усилием воли обратить его
течение в другую сторону, ибо в восприятии нашего творчества началась
самая настоящая инерция, имеющая к тому же коммерческий характер...''*
Летом в Омске записывается альбом ``Прыг-Скок или детские песенки'' (в
записи принимают участие: Егор Летов, Игорь Жевтун, Кузя Уо и Юлька
Шерстобитова ). Это первый альбом группы вышедший сначала на виниле, а
затем на компакт-диске. В это же время на виниле выходят два сборника:
``Попс'' и ``Все идет по плану''.

После записи ``Прыг-Скока'' начались метафизические поиски, которые
продолжались до 1992 года. Летов лег на дно. Перестал давать интервью и на
все предложения со стороны организаторов концертов отвечал решительным
отказом. ``Я разрабатывал те принципы, которые были заложены в песне
``Прыг-скок'', и доводил их до полного логического завершения. Таким
завершением явился альбом ``Сто лет одиночества''. Эти поиски были связаны
с ЛСД, с медитацией, с дыханием и со всевозможной трансцендентной работой.
Окончание этого периода совпало с октябрьскими событиями. Тогда мне
окончательно стало ясно, что нужно опять возвращаться в жизнь, в
реальность.''*

И вот после трехлетнего перерыва 19 декабря 1993 года ``Гражданская
Оборона'' (состав: Егор Летов, Константин Рябинов), ``Инструкция по
Выживанию'' и Манагер принимают участие в акции ``Руководство к
действию'', проводимой в рамках фестиваля современного искусства ``Русский
прорыв'', которая состоялась в столичном ДК им. Горького. Фестиваль
организовали редакция газеты ``Завтра'' и право-радикальная партия. В
программе акции были заявлены: пресс-конференция, концерт и банкет. До
концерта дело, к сожалению, не дошло. Маленький дворец культуры не мог
вместить всех желающий (их пришло около 3 тысяч). Разгоряченные поклонники
разнести окна и застекленные двери, забросали камнями трамваи и
проезжающие машины. Для их усмирения был вызван ОМОН. После этой акции
возникает движение ``Русский прорыв'', в которое вошли: ``Гражданская
Оборона'', ``Инструкция по Выживанию'' и ``Родина'' (группа Манагера). В
рамках ``Русского прорыва'' ГО (состав: Егор Летов - вокал, Костя Рябинов
- гитара, Джеф - гитара, Аркаша Кузнецов (ИПВ) - бас, Александр Андрюшкин
(``Кооператив Ништяк'', ИПВ) - барабаны) совершает турне по стране.
Концерты: в 12 и 14 февраля в Тюмени, 10 и 12 апреля Киеве, 15 апреля
Луганске, 20 апреля в Ростове-на-Дону, 27 мая в московском Дворце спорта
``Крылья Советов'', 2 и 3 июня в Ленинградском Дворце Молодежи.

Осенью-зимой 1994 года проходит второй тур ``Русского прорыва''. В ноябре
``Оборона'' выступает в Воронеже и Норильске.

8 декабря в московском ДК Бронетанковых войск ``Гражданская оборона''
(состав: Егор Летов - вокал, Костя Рябинов - гитара, Джеф - гитара,
Евгений Кокорин (ИПВ) - бас, Александр Андрюшкин - барабаны) отметила свое
10-летие. Концерт был примечателен тем, что отказалась работать почти вся
аппаратура - выключился микрофон Егора, не было слышно гитар - ни
Кузьмовской, ни Джефовской, звучали только бас и барабаны. Но
``обороновцы'' не дрогнули и держались на сцене так, как будто все в
полном порядке. Егор пел в молчащий микрофон, Кузьма и Джеф били по
струнам гитар, а недостаток звуков с лихвой восполнял хор из зала. При
полном отсутствии нормального звучания группа на ура отыграла всю
программу и еще исполнила две песни на бис. Первыми словами, вернувшегося
в гримерку Егора были: ``Это самый лучший концерт в моей жизни! Я всегда
говорил, что ``Гражданская Оборона'' не музыкальная группа!''. Этот
концерт и все ему предшествующее (интервью с Летовым, проезд до ДК,
настройку и т.д.) снимало голландское телевидение. В декабре Егор Летов
вместе с Романом Неумоевым (ИПВ) и Сергеем Жариковым (ДК) дали интервью
заместителю главного редактора газеты ``Завтра'' Владимиру Бондаренко.

Летом 1995 года ГО (состав: Егор Летов, Константин Рябинов, Игорь Жевтун,
Евгений Махно и Анна Волкова) приступила к записи альбомов ``Солнцеворот''
и ``Невыносимая легкость бытия'', которые вышли в 1997 году на московской
фирме ``ХОР''. Эта же фирма выпустила первую авторизированную коллекцию
``Гражданской Обороны'' на 8 кассетах.

В конце лета 1997 года ГО дает концерты в Новосибирске, Томске,
Санкт-Петербурге и Москве.

(*) Егор Летов

Примечание. Элла К., об истории текстов (из переписки): ``Статьи о сиброке
( ИПВ, Черный Лукич и Гр.Об. -- прим.ред.) я писала для какой-то
мифической рок-энциклопедии, которая должна была выйти на CD, но, кажется
так и не вышла. По крайней мере, мне ничего об этом не сообщили и
обещанный гонарар не заплатили. Интервью с Аркашей Кузнецовым я брала для
себя. Оно нигде не опубликовано.''

Элла Кацмельбоген

Hosted by uCoz