ЭТО НАША С ТОБОЙ ДИСКОГРАФИЯ

--------------------------------------------------------------------------------

Название этой рубрики главный редактор, по своему обыкновению, спер или, обходительнее говоря, позаимствовал, причем, не у БГ или Майка, как это уже имело место раньше, а в каком-то самоцвето-комсомольском шлягере времен безбрежного оптимизма - и плюс ко всему, переврал слова. Ну да не беда. Появится название получше - сразу заменим, а пока - знакомтесь: НАША ДИСКОГРАФИЯ. В этой рубрике мы намерены систематизировать и так или иначе анализировать опыт магнитоиздата , уникальной структуры, позволявшей (и до сих пор позволяющей) не связанным с государственными организациями музыкантам фиксировать на пленке и распространять по стране свои работы - бесплатно, бесцензурно и, порой, анонимно. Есть основания полагать, что магнитоиздат - исконно отечественное изобретение , ибо на относительно диком Западе подобные формы взаимоотношений между артистами и их аудиторией начали складываться лишь в последние годы. У нас же история магнитоиздата восходит к первой половине 70-х, т.е. периоду, когда отечественный рок начал робко, но неотвратимо разворачиваться от слепого копирования и эпигонства в сторону русского языка и самостоятельного сочинительства.
Не вызывает сомнения факт, что история отечественного магнитоиздата как параллельного госсектору механизма насыщения слушательского рынка, включающего все неотъемлемые элементы шоу-бизнеса (поиск талантов, продюсирование, звукорежиссура, релиз и дистрибуция), немыслима без детального рассмотрения биографий/дискографий таких уникальных и принципиально важных явлений как студии "Антроп" (краткий перечень работ которой был приведен в РИО N6(22) за 1988 г.), "Яншива Шела" и "ДДТ", а также творчества Юрия Морозова, групп АКВАРИУМ, КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ, ДК, московской альтернативной сцены начала 80-х, свердловского рока и т.п.
Сегодня мы начинаем рубрику с попытки представить вам омскую "фирму" (ниже станет ясно, почему это слово взято в кавычки) "ГР.ОБ. Рекордз", в последние годы завоевавшую необычайно высокую репутацию у любителей рок-н-ролла.

"ГР.ОБ. Рекордз" - ИСТОРИЯ С ДИСКОГРАФИЕЙ

Строго говоря, никакой фирмы с подобным названием ни в Омске, ни в другом городе Союза никогда не существовало. В этом смысле по отношению к "ГР.ОБ. Рекордз" уместнее было бы использовать термин "label" - в смысле "этикетка", "ярлык", "торговый знак". И действительно, ГР.ОБ. (прозрачное и остроумно-удачное сокращение от ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ) это не формализованная структура со студиями, офисами и системой тиражирования, а, прежде всего, знак принадлежности той или иной записи к определенной эстетической концепции, наиболее полно выраженной непосредственно в творчестве самой ОБОРОНЫ.

Первоначально название "ГР.ОБ. Рекордз" относилось исключительно к домашней студии Егора Летова, в которой он работал начиная с 1984 г. Позже оно распространилось на все омские (а также и неомские) записи ГО и групп, с ней ассоциированных. Взращенный на мифах западной рок-сцены и отечественной контр-культуры, Летов создал беспрецедентный по своей внутренней организации микромир, действующую модель независимой фирмы звукозаписи, которая, практически не имея своего материального воплощения и, соответственно, экономики, обращается сегодня к аудитории, сравнимой по численности с потребителями продукции "Rough Trade", "Mute" или "Alternative Tentacles".

Дискография "ГР.ОБ" включает в себя "официальные" альбомы ГО, их зальники, компиляции, сольники отдельных участников и даже бутлеги, а также многочисленные работы всевозможных параллельно-перпендикулярных проектов, в которых на протяжение последних нескольких лет участвовал неутомимый Егор. Справедливости ради следует начать отсчет даже не с записей самой ГО, а с появившейся двумя годами ранее группы POSSEV, ставшей, по сути дела, отсчетной точкой в существовании омского панка.

Группа POSSEV была организована летом 1982 г., по возвращении Летова из Москвы, где он жил предыдущие два года и в полной мере усвоил идеи панка как жизненной философии. Название группы было инспирировано известным западным русскоязычным издательством однозначно антитоталитарной направленности (Possev Verlag) и в те годы уже само по себе воспринималось как провокация. В составе: Егор (Игорь Летов) - вокал, ударные, бас; Босс (Андрей Бабенко) - гитара и Джон Дабл (Евгений Деев) - бас, к которым время от времени присоединялся Алекс (Александр Ивановский) - акустическая гитара, POSSEV на протяжении 1982-1984 гг. записал пять альбомов, звучавших так, как если бы в доску пьяные SEX PISTOLS взялись играть BLACK SABBATH.

"Всякие картинки"
"Стратегия и тактика"
"Дождь в казарме"
"Сказки старого юнги"
"Музыка любви"

В силу крайне низкого качества звучания эти альбомы имели хождение лишь в ограниченном кругу знакомых и исчезли, не оставив следа, однако, в сентябре 1984 г. POSSEV записал свой шестой - последний и лучший - альбом "Reggae, Punk & Rock`n`Roll" который включал хиты тех лет "Мама, мама" и "Панк и рок-н-ролл" (сохранившиеся и в репертуаре ГО), а также "Открытая дверь". Музыкально альбом был разнообразнее своих предшественников и уверенно выходил за пределы их доморощенного хард-кора. Частично его материал вошел в составленную Егором позднее антологию "История омского панка" (т.1). Осенью 1984 г. POSSEV распался.

В октябре 1984 г. Егор познакомился с лидером "безвестной и редкостно говенной" (по его словам) группы ОГНЕННЫЙ ЛАЗЕР Иваном Моргом. Следствием этого стало появление группы ЗАПАД (или ЗАПАД ), игравшей, главным образом, популярные песни английских пост-панк, нью уэйв и ска-групп (BOOMTOWN RATS, SPECIALS, MADNESS etc): Егор - вокал, ударные; Иван Морг (Александр Клипов) - бас, вокал и Кузя Уо (Константин Рябинов) - гитара. Долго это продолжаться не могло. и два месяца спустя ЗАПАД развалился. Морг организовал группу ИВАН МОРГ И МЕРТВЯКИ, а Егор и Кузя вместе с Боссом из POSSEV - ГРАЖДАНСКУЮ ОБОРОНУ.

Первую запись ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА сделала в декабре 1984 г. дома в составе: Егор - вокал, ударные, гитара, бас; Босс - гитара и Кузя Уо - гитары, бас. Она включала такие номера как "Зоопарк", "Кленовый лист", "Я выдуман напрочь" и т.п., которые вместе с записями POSSEV и ЗАПАДА - составили основу антологии "История омского панка - тт.1 и 2" выбранной Егором из своего архива в 1984-1985 гг.

В марте 1985 г. Босс уходит из группы, и Егор с Кузей при участии омского Нового Романтика (Андрей Васин, не путать с Ал.Киселевым из Москвы!) в качестве вокалиста в песнях "Поганая молодежь", "Не смешно" и "Мама,бля" записывают, опять-таки, дома первый альбом ГО "Гражданская Оборона", который становится известен не только всем меломанам, но к сожалению и местному КГБ. В июне того же года ГО переписывают альбом начисто в радиорубке соседнего ДК. (Впоследствии Летов исключил его из официальной дискографии и зачислил в разряд бутлегов). В начале осени Егор, Кузя и некто Иваныч (флейта, гитара, вокал) записывают авангардно-психоделический альбом "Psychedelia Today", сравнительно скромного демонстрационного качества. Тогда же появляется и еще один бутлег - "Душевные песни", в котором были представлены архивные записи POSSEV, ЗАПАДА и ранние опыты ГО.

В ноябре 1985 группа получает в свое распоряжение более или менее приличный магнитофон и разом записывает весь накопленный материал: как старый - он вошел в электрический альбом "Поганая молодежь", так и написанный за последние месяцы ("Я бесполезен", "Детский доктор", "Я - это не я" и др.) - он получил название "Оптимизм". Помимо этого, оба альбома вместе были известны как 2LP "Поносные звучания ГО".

К этому времени ситуация вокруг ОБОРОНЫ накалилась до предела. В том же ноябре Летов был вызван в управление КГБ, где подвергся допросам и запугиванию. Майор В.В.Мешков (впоследствии увековеченный Егором в песне "Лед под ногами майора") инкриминировал ему антисоветскую деятельность, агитацию и чуть ли не создание диверсионных групп! Костя Рябинов в итоге попал в армию, а Егор Летов три месяца (с 8.12.85 по 7.03.86) отсидел в психушке. В мае 1986 г. в газете "Вечерний Омск" появилась злобная статья "С чужого голоса", в которой Летова - по его словам - "справедливо обвиняли в антисоветизме и несправедливо - в фашизме".

Летом 1986 г. Егор познакомился с гитаристом тюменской ИНСТРУКЦИИ ПО ВЫЖИВАНИЮ Джеффом (Игорь Жевтун). Вдвоем они записали на домашней студии Джеффа "Красный альбом" - полуакустическую программу, составленную из песен Егора 1985-1986 гг. Несмотря на высокое техническое качество записи, Егор остался недоволен ею и она пополнила собой список бутлегов. В ноябре в Новосибирске Егор и Джефф (вместе с упоминавшимся уже Иванычем - флейта) дают домашний концерт, который был также бутлегирован и распространился по стране с названием "Песни в пустоту".

Следующий этап в деятельности Летова был связан с еще одной омской группой - дуэтом ПИК ЭНД КЛАКСОН: Эжен Клок (Евгений Лищенко) - бас, ударные, вокал и Пик-Бэби Клок (Олег Лищенко) - гитара, бас. Группа играла этакий арьергардный авангард, пытаясь выбраться из пучины собственного непрофессионализма и дефицита информации. При активной помощи Егора и Джеффа ПИК ЭНД КЛАКСОН в конце 1986-начале 1987 гг. записали три альбома, которые при желании можно зачислить в актив "ГР.ОБ. Рекордз":
"Лечебница" (10.86), "С Новым Годом!" (12.86) и "Лишние звуки" (3.87).

Весной 1987 Егор, Джефф и братья Клок дают скандальный концерт как группа АДОЛЬФ ГИТЛЕР, программа которой была сочинена и отрепетирована за день до концерта. По мнению самого Летова "группа... несмотря на название явила собой мощный и раскидистый антифашизм и антимилитаризм". Запись с концерта, к сожалению, очень плохого качества, остается единственным подтверждением его слов.

1 Фестиваль Новосибирского Рок-клуба проходил в обстановке "полугласности", поэтому, с одной стороны, его организаторам не удалось добиться приглашения таких групп как ЗВУКИ МУ и АУКЦЫОН, а с другой - позволило ОБОРОНЕ в случайном составе (Егор, Эжен Клок, Бэби Клок) выступить в программе фестиваля 14.04.87. Концерт перед большой аудиторией в ДК Чкалова имел громадное значение как для самой группы, так и для укрепления ее популярности.

Воодушевленный успехом, Егор возвращается в Омск, где на протяжении двух с половиной месяцев работает в своей студии. Используя магнитофон "Олимп" и инструменты группы ПИК ЭНД КЛАКСОН, он за это время в одиночку записал материал сразу пяти альбомов!

"Мышеловка" (май)
"Хорошо!!!" (май)
"Тоталитаризм" (начало июня)
"Некрофилия" (конец июня-начало июля)
"Красный альбом" (конец июня-начало июля)

В сопроводительном тексте к некоторым из них указан следующий "состав" ОБОРОНЫ: Джа Егор - вокал, Лукич - ударные, Майор Мешков - соляг с фузом, Килгор Траут - бас и Дохлый - гитара. Очевидно, нет нужды пояснять, что все пятеро были в действительности Егором Летовым: фамилию Мешков он взял у допрашивавшего его кагэбэшника, Килгор Траут - это один из любимых персонажей Курта Воннегута, а Лукич - не более, чем завуалированная ссылка на вездесущего Ильича.

В альбомы вошел как новый материал, так и песни из прежних программ. Например, "Красный альбом" был переработкой одноименного альбома 1986 г., хотя номер "БГ", записанный годом раньше в Джефф-студии, был включен в новую версию без изменений. "Тоталитаризм" помимо песен Летова включал также получивший всесоюзную известность хит Эжена Клока "Эй, брат любер" времен АДОЛЬФА ГИТЛЕРА, "Стих" Яны Дягилевой и т.д.

В промежутке между записями "Хорошо!!!" и "Тоталитаризма" Егор посетил 2 Свердловский Рок-фестиваль, где не без интереса наблюдал за выступлением новосибирских ПУТТИ, а также дал интервью нашему журналу. Летом вокруг него снова сгустились тучи и он был вынужден - фактически перейдя на нелегальное положение - уехать из Омска в Европу.

Осенью 1987 г. Летов в гордом одиночестве разъезжает по городам страны, дает сольные концерты, появляется (в качестве гостя) на Подольском Рок-фестивале и готовит материал двух следующих альбомов. Помимо этого принимает как всегда деятельное участие в записях сборной команды тюменских панков ИНСТРУКЦИЯ ПО ОБОРОНЕ "Карма Ильича" и "Музыка весны", в которых были задействованы члены групп ИНСТРУКЦИЯ ПО ВЫЖИВАНИЮ, СОЮЗ ГОВЕННЫХ ЧЕЛОВЕЧКОВ, ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА (собственно один Егор), АЛЬ ДЖИХАД АЛЬ ИСЛАМИ и КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ).

В ноябре 1987 г. Егор Летов начал подбирать музыкантов для следующей инкарнации ГО. К нему присоединились давний "соратник и доброжелатель" ОБОРОНЫ Доминик Анархия, он же Манагер (Олег Судаков) - гитара, вокал, ударные ( в прошлом - лидер групп АНАРХИЯ и ОГРАНИЧЕННЫЙ КОНТИНГЕНТ), Каспар, он же Кузя, он же Черный Лукич (Вадим Кузьмин) - гитара, вокал (также в группе СПИНКИ МЕНТА) и Янка Дягилева - бас (из группы ДЕВИЧЬЯ ФАМИЛИЯ).

Не ограничиваясь работой с ГО, которая в этот период сделала черновые, впоследствии забракованные версии альбомов "Все идет по плану" и "Так закалялась сталь", Летов в ноябре-декабре записал также симбиозные сольные проекты своих партнеров по группе СПИНКИ МЕНТА (Каспар - гитара, вокал, Егор - остальное): "Эрекция лейтенанта Киреева" и "Кучи в ночи", а также ВЕЛИКИЕ ОКТЯБРИ (Янка Дягилева - вокал, гитара, Егор - электрогитара, перкуссия): "Не положено".

В январе 1988 г. Егор опять в одиночку и на том же, что и полгода назад аппарате записал окончательные версии альбомов "Все идет по плану" и "Так закалялась сталь".

В музыкальном отношении оба альбома знаменовали значительный отход от ортодоксии ранних работ и несли отпечаток увлечения Егора народным мелосом (Постоянно испытывающий потребность улучшать и совершенствовать свои старые альбомы, Летов в том же январе частично переработал и переписал "Поганую молодежь" и "Оптимизм"). В то же примерно время Егор начал репетировать со своими давними коллегами Джоном Даблом (вокал, бас) и Кузей Уо (бас, гитара) под именем П.О.Г.О. (ПОГРАНИЧНЫЙ ОТРЯД ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ). В феврале 1988 г. П.О.Г.О. записал одноименный альбом.

Неудовлетворенность положением ГО и рост всевозможных проблем побудил Летова в феврале 1988 г. объявить о роспуске группы (хотя распускать фактически было некого). Четыре новые песни, планировавшиеся им для следующего альбома ГО, вышли как ЕР группы ВРАГ НАРОДА "Делай с нами, делай как мы, делай лучше нас!" Кроме того, у него появилось новое детище - группа КОММУНИЗМ. В составе КОММУНИЗМА, как явствует из текста к его первому альбому "На советской скорости" принимали участие Никита Сергеевич (И.Летов) - вокал, ударные, гитара, Леонид Ильич (К.Рябинов) - вокал, бас,гитара и Константин Устинович (О.Судаков) - вокал. Тексты были позаимствованы из выпущенного в 1964 г. сборника ура-патриотических стишков советских поэтов (в Москве подобные эксперименты проделывали КРАСНЫЙ КРЕСТ и НИКОЛАЙ КОПЕРНИК).

Несмотря на минорную ноту, на которой закончился предыдущий период в истории ГО, продолжение неотвратимо следовало. В марте 1988 г. Егор завершил, наконец, десятый "официальный" альбом ГО "Боевой стимул" (все соло), а 17.04.88 выступил на 1 Всесоюзном Панк-фестивале в Новосибирске составом: Егор - ударные, вокал, Джон Дабл - бас, Манагер Анархия - вокал и Дмитрий Селиванов (экс-КАЛИНОВ МОСТ) - гитара. За этим концертом последовало майское появление группы на "Интернеделе-88". Лайв-записи с этих концертов были перемикшированы и выпущены позже под названием "Анархия в Н-ске".

Запись убедительно свидетельствовала, что для нормальной работы группе необходимо поменять состав, что Егор и проделал с необычайной сноровкой. Уже на тюменском Фестивале Альтернативной и Леворадикальной музыки (24-26.06.88) ОБОРОНА предстала в следующем виде: Егор - бас, вокал, Манагер - вокал, Джефф - гитара, Аркадий Климкин (экс- АССОЦИАЦИЯ ПЫХ, Н-ск) - ударные. На том же фестивале Егор успел записать второй, теперь уже электрический альбом ВЕЛИКИХ ОКТЯБРЕЙ "Деклассированным элементам" (Янка - вокал, гитара, Егор - бас, Джефф - соло-гитара, Джексон (ИПВ) - ударные).

Во второй половине 1988 г. ГО продолжала гастролировать, засветившись на Вильнюсском Панк-фестивале (10-11.09.88) - уже без Манагера - и московском "Сырке" (2-4.12.88) - с Игорем Староватовым (экс-АССОЦИАЦИЯ ПЫХ) - бас. Помимо этого Егор принял участие в записи двух альбомов ЧЕРНОГО ЛУКИЧА (а.к.а. СПИНКИ МЕНТА: Лукич - вокал, гитара, Егор - ударные, гитара, бэк-вокал): "Кончились патроны" и "Live In Omsk" (двойной акустический концертник). Второй альбом "супергруппы" КОММУНИЗМ "Сулейман Стальский/1937-38" вернул к жизни нетленные строки знатного кавказского акына, опубликованные им в 1959 г., в эпоху завершения строительства развитого сами знаете чего. Вышел также составленный Егором с неизвестной целью четверной (две пленки по 500 м с обеих сторон!) сборник "Пятилетка 1984-1988".

Осенью 1988, в связи с тем, что ГО уже наполовину состояла из Н-ских музыкантов, Егор переехал на жительство в город Н., где начал записывать очередную порцию альбомов, однако, его флирт со "Студией-8" так и не закончился предложением руки и сердца, вследствие чего в январе 1989 г. ОБОРОНА отбыла в Ленинград, куда ее давно зазывал хитрый менеджер Фирсов. На протяжение этого месяца Фирсов записал сольник Янки (при участии Летова) "Домой!", включавший почти все ранее исполнявшиеся ею песни. Запись была предназначена для кассетного альбома инди-музыки, выпущенного при посредничестве Фирсова во Франции. Кроме того, ОБОРОНА в составе Егор - вокал, гитара, Янка - вокал, гитара, Джефф - бас и Климкин - ударные выступила в зале "Время" вместе с ВВ, НЕ ЖДАЛИ, АУКЦЫОНОМ и ИГРАМИ.

В апреле ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА была официально принята в состав агонизировавшего Ленинградского Рок-клуба, а два месяца спустя (8.06.89) дала концерт на его 7 Фестивале в сотаве: Егор - вокал, Джефф - гитара, Кузя Уо - бас и Климкин - ударные. В то же время участники группы один за другим записывали новые альбомы группы КОММУНИЗМ.

Свою звукозапись 1989 г. Летов прокомментировал в интервью для РИО 2.08.89: "Русское поле экспериментов" - не принципиальный сольник, а случайная запись у Фирсова (13.12.88). В последнее время меня не покидает чувство, что за мной по пятам ходит нечто. Что-то, что постоянно препятствует и мешает. Как у Стругацких и Сокурова в "Днях затмения". Например. у нас появился оригинал "Веселящего газа". И вдруг Фирсов стер его случайно: нажал не на ту кнопку! Постоянно такое происходит. И я испугался, что может что-то случиться и я не смогу эту работу реализовать...
Видимо, новых песен я писать не буду. Хочу пока реализовать три последних альбома ГО, которые тут.. накопились. И еще одно занятие в последнее время - это группа КОММУНИЗМ - я даже для Ур Лайта написал огромный манифест по этому поводу. Уже одиннадцать альбомов готовы. Когда мы начали этим заниматься в 1988 г. возникла идея: для того, чтобы воссоздать нашу кошмарную реальность, невозможно найти какого-то одного художника, даже самого гениального. И тогда мы решили использовать в наших альбомах конкретную музыку, чьи-то стихи и тексты, шумы и т.п. Через некоторое время мы убедились, что все, чем мы занимаемся в ГО, идентично КОММУНИЗМУ. Девять альбомов в этом году записано. После четвертого у Манагера начала просто крыша ехать".

B октябре 1989 г. "ГР.ОБ. Рекордз" выдала на гора новую партию альбомов:
"Война"
"Русское поле экспериментов" (электричество)
"Здорово и вечно"
"Armageddon Pops"
Последние два альбома были новыми редакциями записей, начатых год назад в Новосибирске. Частично был переписан и альбом "Боевой стимул". Помимо этого Егор выпустил новый сборник концертных записей "Песни радости и счастья".

В записях этого периода участвовал уже не "фальшивый", а реальный состав ОБОРОНЫ: Егор - вокал, гитары, бас, Кузя Уо - гитара, бас, вокал, индустриальные шумы, флейта, Джефф - гитары, бас, перкуссия, Аркадий Климкин - ударные, вокал, плюс (в некоторых песнях) Сергей Зеленский (экс-ПИЩЕВЫЕ ОТХОДЫ) - бас, вокал и Янка - вокал.

В электричестве были записаны также сольный LP Кузи Уо ("Военная музычка") и два альбома Янки: "Домой!" и "Ангедония". (Состав: Янка, Джефф, Егор, Кузя Уо, Климкин, Зеленский) и два альбома квази-группы АРМИЯ ВЛАСОВА (Манагер + Егор): "Паралич" и "Армия Власова". Вот, пока что и все.

(РИО#38 - октябрь 1989 г.)

--------------------------------------------------------------------------------

Hosted by uCoz